Гитарный эффект фузз на винтажных германиевых транзисторах:
Этот фузз по праву занял место одного из самых популярных в мире. Корни его растут от небезызвестной и так любимой Jimi Hendrix педали Dunlop Fuzz Face. Изобретатель педали Захарий Векс, по сути взял схему Fuzz Face, на вход ей добавил дополнительный каскад на кремниевом транзисторе, а некоторые резисторы схемы заменил на переменные, так и появился этот фузз с кучей настроек и звуков, благодаря большому количеству регулировок.
Теперь давайте по порядку разберем, за что же отвечает каждая из ручек:
Vol — тут все понятно, это уровень выходного сигнала.
Drive — тут тоже все понятно, это уровень перегруза.
Stab — волшебная ручка, снижающая напряжение схемы, имитация севшей батарейки, в результате чего начинают появляться различные писки и свисты.
Gate — некое подобие шумоподавления, на определенном пороге убирает шумы и свисты, как раз помогает справиться с модуляциями ручки Stab, чтобы шумов не было слышно в паузах.
Comp — своего рода компрессор, но кроме компрессирования сигнала меняет еще и его структуру, так же с определенного порога убирает шумы и модуляции в паузах.
Существует несколько версий оригинальной педали, отличающихся ценой внешней отделкой и «начинкой». Более дешевые версии имеют заводскую окраску и сборку, а так же построены на кремниевых транзисторах, дорогие версии собираются и раскрашиваются в ручную, а так же используют все те же германиевые транзисторы, которые сняты с производства уже лет эдак 50.
Теперь перейдем непосредственно к сборке педали, собирать будем ТРУ версию на германиевых транзисторах, найти таковые можно на Ebay.com, AC128 и аналогичные им, но тянуть из-за границы несколько транзисторов очень дорого, поэтому вполне можно обойтись отечественными аналогами, которые еще не так проблематично найти на радиорынках. На замену АС128 вполне подойдут МП42-Б или громоздкие ГТ402И, но у них отличается цоколевка, нужно быть внимательными. Для наиболее правильной работы схемы фуза транзисторы нужно ставить в схему по возрастанию коэффициента усиления HFE, опираться нужно на такие значения: у первого транзистора порядка 80, у второго порядка 120, можно брать пары с большим или меньшим значением, но что-бы разница между ними была в районе 40. Но и тут не все так просто, нельзя просто взять и померять тестером HFE транзисторов, дело в том, что у германиевых транзисторов очень большие токи утечки, и для замера правильных значений нужно учитывать и их. Что бы произвести замеры, придется собрать вот такой небольшой стендик и рассчитать HFE по приведенной на картинке формуле:
Итак, транзисторы подобраны или хотя бы мы смогли выяснить у какого из двух HFE больше, теперь можно приступать к сборке этого гитарного эффекта, вот схема по которой будем собирать
Хочу обратить внимание, что все переменные резисторы на схеме указаны с линейной характеристикой B, но по личному опыту могу сказать, что ручку Vol лучше поставить с логарифмической характеристикой А5К, а ручку Comp напротив с антилогарифмической C5K, так регулировки будут плавнее и будет легче произвести более точную настройку.
Вот Layout этой гитарной педали на макетной плате
А вот и печатная плата в Sprint Layout 5 и инструкция по сборке: